В Финском заливе между Кронштадтом и Сестрорецком есть уникальное и очень интересное место — форт Тотлебен. В его истории были разные моменты — от воплощения наиболее передовых военно-инженерных идей до полного запустения. На наших глазах форт Тотлебен переживает второе рождение.
ОСТРОВ ЮНОШЕСКИХ СОКРОВИЩ
«Остров Сокровищ», «Пятнадцатилетний капитан», «Дети капитана Гранта» — кто из нас в детстве и юности не зачитывался морскими романами Роберта Льюиса Стивенсона и Жюля Верна? И кто при этом волей-неволей не представлял себя под парусами, не примерял на себя полную приключений жизнь на острове вдали от цивилизации?
Тотлебен в этом смысле уникальное место. Во-первых, в отличие от других кронштадтских фортов, это именно остров. Во-вторых, он находится относительно недалеко от Сестрорецка, но при этом практически в открытом море. В-третьих, форт Тотлебен очень интересен с точки зрения военно-инженерной мысли.
Неудивительно, что именно Тотлебен стал местом, где проводятся сборы для юных яхтсменов. Причем уезжать после сборов с Тотлебена никому не хочется. Еще бы! Полная приключений жизнь на острове, вокруг тебя — таинственные военные сооружения, в наши дни воспринимающиеся старинными, и море!
Форт Тотлебен стал точкой притяжения для многих яхтсменов. И это только начало его возрождения! Впрочем, обо всем по порядку.
ОТ КРЕПОСТИ ДО ЗАПУСТЕНИЯ
В самом конце XIX века, то есть незадолго до Первой мировой войны, возникла необходимость глобально реконструировать Кронштадтскую крепость, в первую очередь — для защиты Петербурга с моря. В связи с этим было решено построить в Финском заливе (на северо-западе от острова Котлин) новые крупные артиллерийские форты, между которыми проходил бы Северный фарватер.
Работы начались в 1896 году. По проекту капитана Инженерного управления А. А. Шишкина на отмели в десяти километрах от острова Котлин начали возводить форт под рабочим названием «А». Однако в дело периодически вмешивалась стихия: ветры, штормы и наводнения. Тем не менее в 1903 году строительство насыпного острова, фронтальной стенки и гаваней было закончено, после чего приступили к бетонным работам по возведению артиллерийских батарей. Спустя еще шесть лет бетонные орудийные дворики и казематы были готовы и началась установка орудий, способных вести огонь на дальность до восемнадцати километров.
При этом в проекте нового форта учли опыт Русско-японской войны и «посадили» орудия на более высокие станки системы Дурляхера. Тогда же, в 1910 году, так называемый форт «А» получил имя. Назвали его в честь выдающегося российского военного инженера — строителя Кронштадтской крепости Эдуарда Ивановича Тотлебена.
В революционных событиях 1917 года форт Тотлебен участия не принимал. Тем не менее позднее он, как и многие другие объекты, был переименован, став Первомайским. В Советской России и позднее в СССР прекрасно понимали стратегическое положение некогда безымянного форта «А», поэтому он постоянно модернизировался. Во время Советско-финской войны (1939–1940 годы) артиллерия форта Первомайский поддерживала наступление советских войск на Карельском перешейке.
Во время Великой Отечественной войны Первомайский поддерживал огнем оборонявшую Сестрорецк 23-ю армию, а гарнизон форта участвовал в отражении финского десанта. Артиллерия вела с Первомайского огонь по войскам противника от Белоострова до Терийоки, а в июне 1944 года, накануне наступления советских войск, проводила артподготовку.
После Великой Отечественной войны о Первомайском начали забывать.
В 1955 году форт был разоружен, а его гарнизон — расформирован. Более того, два года спустя форт официально перестал быть стратегическим объектом и военные его покинули. В первой половине 1960-х годов часть металлоконструкций форта была демонтирована для использования во вторчермете.
Но это только начало метаморфоз, происходящих с героем нашего рассказа.
В 1985 году форт был передан исполкому Ленсовета, а в 1988-м — управлению «Спецтранс» под место базирования специального технического флота. В то же время было решено основать здесь базу отдыха и провести реставрационные работы фортификационных укреплений.
В 1990 году, накануне распада СССР, исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников, включая Первомайский и другие форты Кронштадта, были включены в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. В 1992 году форт был передан Кронштадтской администрации, уже под своим прежним названием — Тотлебен.
В 1999 году в нем расположился опорный пост МЧС, но уже в 2000-х годах форт выставили на продажу.В марте 2008 года Тотлебен подвергся испытанию, как оказалось, гораздо более серьезному и разрушительному, чем штормы и наводнения, — набегу вандалов и мародеров, которые разрушили музей форта и устроили погром в казематах.
В 2010 году форт Тотлебен стал общедоступным: для его посещения не требовалось никаких разрешений, посетить его мог кто угодно и когда угодно. К сожалению, это тоже сказалось на состоянии исторического объекта далеко не лучшим образом.
К 2020 году форт Тотлебен пришел в запустение и, по сути, оказался заброшенным, продолжая все сильнее разрушаться без ремонта и реставрации под действием стихии и мародеров. Заброшенным, но, к счастью, не забытым окончательно: в 2024 году у форта началась новая жизнь.
Эдуард Иванович Тотлебен (1818–1884) — выдающийся русский военный инженер, генерал-адъютант. Руководил инженерными работами при обороне Севастополя во время Крымской войны 1853–1856 годов и при осаде Плевны во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов.
В конце 1850-х годов принял на себя заведование усилением Кронштадтских укреплений, после чего в течение двух лет изучал устройство крепостей Германии и Франции и организацию инженерного дела в этих странах.
В 1859 году Э. И. Тотлебен был назначен директором Инженерного департамента. Под его руководством были приняты успешные меры по приведению в оборонительное положение российских крепостей, включая Кронштадт, с целью их защиты от атак неприятельского флота.
ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ
В 2021 году Яхт-клуб Санкт-Петербурга взял форт Тотлебен в долгосрочную аренду. Еще с 2015 года он стал для Яхт-клуба одним из мест проведения спортивных сборов для юных яхтсменов в возрасте от 12 лет. Идея оправдала себя на все сто. С одной стороны, романтика, жизнь в палатках, насыщенные дни, интересные занятия с утра до вечера, общение со сверстниками. С другой — тренировки, приобретение новых навыков, повышение мастерства. И, конечно, школа взросления. К слову, спортивные сборы прошли на Тотлебене и этим летом, причем некоторые ребята чувствовали себя здесь уже как старожилы.
«На сборах “Морской школы” Академии парусного спорта (основана Яхт-клубом Санкт-Петербурга в 2012 году — прим ред.), которые проводятся на Тотлебене, я уже в четвертый раз. И каждый год здесь открывается что-то абсолютно новое. Причем, что именно, вы заранее не знаете. У нас ведь очень много чего происходит — от гонок до ежедневных тренировок. Все это надо отработать, все нужно пройти. В общем, ты попадаешь в какой-то отдельный мир», — рассказывает воспитанник школы Александр Щербов. Он добавляет:
«Этим летом набрали целую команду новичков. Прекрасно получается с ними взаимодействовать. Во многом это заслуга нашего тренера, его опыт очень помогает».
«Хочется пробудить в ребятах жажду моря, чтобы они стали настоящими морскими волками, ничего не боялись, ходили в походы и находили новых друзей», — говорит тренер Елизавета Орлова, которая и сама прошла эту школу.
Впрочем, сборы на Тотлебене — это лишь первая страница новой жизни острова. В 2024 году Яхт-клуб Санкт-Петербурга разработал проект, согласно которому на форте будет создан Центр интенсивного морского профессионального обучения для детей и молодежи.
Первая задача — решить проблему дефицита квалифицированных кадров в судостроительной отрасли и на морском транспорте за счет ранней профориентации. Центр на острове поможет ребятам определиться с будущей профессией, давая им возможность на практике познакомиться с основными морскими специальностями — от судовождения до судостроения. Занятия будут сочетать теоретическую и практическую части. Программа обучения будет включать управление яхтами, изучение навигации, а также обслуживание и ремонт парусников и яхт. Центр будет работать круглый год.
Морская практика будет проходить на флоте Фонда поддержки, реконструкции и возрождения исторических судов и классических яхт. В числе судов — шхуна «Надежда», шхуна «Леди Л», куттер «Лукулл», капитанские гички и другие парусные яхты и катера.
Такой комплексный подход увеличит число молодых людей, которые позднее осознанно выберут морскую профессию, и, соответственно, с большей вероятностью продолжат работать по специальности после окончания вуза или среднего специального учебного заведения.
Вторая задача — возродить историческое наследие форта Тотлебен, в частности, превратив его в действующий музей под открытым небом. Согласно проекту, Музей морской истории будет рассказывать о выдающихся морских сражениях, роли российского флота в мировой истории и подвигах прославленных адмиралов: Павла Нахимова, Дмитрия Сенявина, Михаила Лазарева, Владимира Истомина, Владимира Корнилова, Николая Кузнецова и других. И не только рассказывать: в музее будут проходить интерактивные выставки, мастер-классы по созданию моделей кораблей, изучение флотских орудий, истории и тактики морских сражений. Предполагается даже участие ребят в реконструкции реальных морских битв.
«Море — лучший учитель. Ни один учебник, ни одна лекция не смогут заменить опыт, который дают волны, ветер и палуба под ногами. Только в море можно стать настоящим моряком. Мы сделаем все возможное, чтобы мальчишеские и девичьи мечты здесь, на острове, обрели крылья и воплотились в жизнь. Мы поможем молодым людям не только ощутить романтику профессии, но и понять, что скрывается за яркой картинкой. Быть штурманом — это не только стоять на мостике в белоснежном кителе, а быть конструктором — это не только проектировать на компьютере. Наша главная задача — помочь подросткам сделать осознанный выбор профессии, которая станет делом их жизни», — говорит президент Яхт-клуба Санкт-Петербурга Андрей Грошиков.
Также на форте Тотлебен откроется галерея маринистики — пространство, посвященное морской тематике, где будут выставлены копии работ художников-маринистов, а также авторские фотографии. На Тотлебене будут проходить пленэры и творческие встречи, во время которых художники смогут работать на территории форта, вдохновляясь его уникальной атмосферой.
ГЛАЗА БОЯТСЯ, А РУКИ ДЕЛАЮТ
Конечно, для реализации проекта предстоит сделать очень многое. Но работа уже кипит. На форте установили круглосуточную охрану, провели масштабную уборку и вывоз мусора, в том числе силами юных яхтсменов, которые здесь тренируются. Теперь посещение форта возможно только по предварительной регистрации, для индивидуальных посетителей, яхт и организованных групп введена плата за посещение. Эти меры помогут сохранить форт и улучшить условия для посетителей и спортсменов.
Кроме того, уже есть проект по восстановлению исторических сооружений форта Тотлебен. Правда, для начала предстоит провести противоаварийные мероприятия, а это момент очень деликатный, в том числе с точки зрения сохранения местной природы.
«Можно будет говорить о создании форта нашей мечты, когда мы поймем, что выполнены все противоаварийные мероприятия, когда мы поднимем все артефакты, расчистим маршрут, по которому могут пройти парусники. В целом, нам понятно, как восстанавливать форт Тотлебен. Проект уже есть, впереди — согласование и реализация. На это тоже нужно время. Кроме того, многое в реализации проекта связано с финансированием. Но, как говорится, глаза боятся, а руки делают. Уже продумана концепция музея. Это будет великолепный музей. Наш город достоин такого объекта, каким мы планируем сделать форт Тотлебен», — рассказала руководитель проекта Елена Скрылёва, архитектор-реставратор архитектурного бюро «Литейная часть 91».
ФОРТ-КЛУБ ДЛЯ ТЕХ, КТО ПОД ПАРУСОМ
Добавим, что яхтсмены уже давно считают форт Тотлебен уникальным местом.
«Впервые я побывал здесь еще в 90-х годах прошлого века и был буквально пленен аурой этого места. Вроде, рядом с Питером, но в то же время далеко. Горизонт, небо и море — во все стороны. И при этом цивилизация рядом, — рассказывает Михаил Плеханов, основатель движения Atlantic Challenge Russia. — Тогда же стало ясно, что, если организовать здесь тренировочную базу при более или менее налаженном быте, тренировкам на воде можно посвящать много времени. Можно выходить в море до и после обеда, при ветре любой силы и любого направления: на форте есть где укрыться, но при желании можно испытать свои силы при штормовом ветре. А что может быть лучше, чем любоваться по-питерски неспешным летним закатом, потягивая чай, в тишине или под неспешный разговор с товарищами по веслу?
Сейчас два других форта — Константин и Риф — уже живут новой жизнью. Тотлебен в плане исторической атмосферы еще интереснее, ведь он находится на острове! Значит, до него можно добраться только по морю. Может, это и будет его фишкой? Этакий форт-клуб для тех, кто под парусом или с веслом?».
Фото: Андрей Шереметьев, Марина Берёзкина
теги: Форт Тотлебен