Хмурым днем — бураны, в ясный день — снаряды…
Сколько сил и жизней трасса отняла!
Но к заветной цели — снятию блокады
Этою дорогой армия прошла.
Аминова Мария
Малая дорога жизни: никто не забыт, ничто не забыто
Малая дорога жизни — это ледовый маршрут, который во время блокады Ленинграда соединял город с Кронштадтом, Ораниенбаумом и островами Финского залива. Дорога начиналась в Лисьем Носу, став линией снабжения для отрезанных гарнизонов и жителей города, которые оказались в условиях двойной блокады. События, связанные с Малой дорогой жизни, остаются одной из неизвестных страниц блокадной истории. Для увековечивания памяти о героических и трагических событиях будет реализован масштабный проект «Малая дорога жизни».
По льду — к победе. История Малой дороги жизни
Когда началась блокада Ленинграда, Кронштадт, Ораниенбаумский пятачок и многие острова, где были советские гарнизоны, оказались в двойном кольце, от большой земли их отделял Финский залив. Порядка 100 тысяч человек оказались отрезанными от материка. Возникла необходимость организовать ледовую дорогу, которую впоследствии назвали Малой дорогой жизни.
Через 75 дней после начала блокады Ленинграда, 22 ноября 1941 года, первый разведывательный отряд вышел на лед у Ораниенбаумского пятачка для прокладки ледовой трассы. Затем на лед вышли солдаты, которые стали прокладывать ледовую трассу. Из-за сильного западного ветра на льду в Финском заливе образовались сугробы и ледяные наросты. Солдаты складывали льдины, чтобы проложить дорогу, по которой могли проехать автомобили со снабжением и продовольствием. Первая колонна машин вышла на дорогу 17 декабря 1941 года, когда ударили настоящие морозы. Кронштадтские форты стали щитом ледовой дороги.
Дорога работала круглосуточно, но машины старались выходить в основном ночью, так было безопаснее. Постоянно велась оборона для обеспечения безопасности дороги. Ее защиту обеспечивали также яхтсмены-буеристы.
Название «Малая дорога жизни» появилось в народном и краеведческом обиходе в 1965 году как обобщенное название сети трасс, проходивших во время блокады Ленинграда по акватории Финского залива и связывавших в течение более двух лет (декабрь 1941 года — январь 1944 года) блокированный Ленинград с Кронштадтом, а также плацдармом на южном побережье Финского залива в районе города Ораниенбаум и островами Сескар и Лавенсаари (ныне Мощный).
Малая дорога жизни сыграла исключительную роль в битве за Ленинград. Благодаря ее бесперебойной работе анклавы нашей обороны на заливе стали полноценными участками Ленинградского фронта. Мощные орудия Кронштадта и Ораниенбаумского плацдарма участвовали в контрбатарейной борьбе с фашистской артиллерией и значительно снизили ее активность. Аэродромы на Ораниенбаумском плацдарме и островах охраняли ленинградское небо. Кронштадт, острова Сескар и Лавенсаари обеспечивали проход советских подводных лодок в Балтику, к берегам Германии. В Кронштадте и Ораниенбауме работали оборонные заводы. На Ораниенбаумском плацдарме действовали колхозы и были организованы рыболовецкие бригады.
Через Ораниенбаумский плацдарм велась заброска партизанских отрядов и разведчиков в тыл врага. Малая Дорога жизни выполнила значимую историческую миссию: по ней на южный берег Финского залива скрытно была переброшена 2-я Ударная армия. Именно эта армия нанесла неожиданный и сокрушительный удар по врагу в ходе наступательной операции «Январский гром», завершившейся 27 января 1944 года полным освобождением Ленинграда от фашистской осады.
Блокада Ленинграда длилась 872 дня, с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года.
От голода и лишений за время блокады погибло почти 700 тысяч ленинградцев.
Самый тяжелый период — с декабря по февраль первой блокадной зимы 1941–1942 годов. За три месяца умерло больше 250 тысяч человек.
Бойцам на передовой линии обороны выдавали 500 граммов хлеба в день; рабочим горячих цехов — 375 граммов; остальным рабочим и инженерам — 250 граммов, служащим, иждивенцам и детям — всего 125 граммов хлеба.
В ноябре 1941 года для Кронштадта, Ораниенбаумского пятачка норма была даже меньше, чем в Ленинграде: детям выдавалось всего 100 граммов хлеба, бойцам отдельной зенитной роты — 125 граммов.
С ноября 1941 года по март 1943 года продукты завозили через Ладожское озеро по Дороге жизни (летом — по воде, зимой — по льду).
Как сохранить память о Малой дороге жизни
В наши дни большинство объектов Малой дороги жизни, создававшихся в условиях блокады, не сохранились. Увы, велика опасность, что трасса, два с половиной года обеспечивающая защиту Ленинграда со стороны моря и ставшая началом полного освобождения города, может быть забыта. К сожалению, уже сегодня многие наши современники о ней ничего не знают.
Сейчас о Малой дороге жизни напоминают мемориалы, установленные в Большой Ижоре, Кронштадте и Лисьем Носу.
«В Великой Отечественной войне очень много неизвестных страниц. Малая дорога жизни — одна из них, наряду с битвой за острова Финского залива. Острова Сескар и Лавенсаари (о. Мощный) никогда не были захвачены врагом, оставаясь самыми западными точками Ленинградского фронта. О Малой дороге жизни мало кто знает, так как больше известно о Дороге жизни, проходившей по акватории Ладожского озера. Однако Малая дорога жизни сыграла огромную роль в подготовке операции «Январский гром», результатом которой стало освобождение города от блокады. На Ораниенбаумский плацдарм по льду скрытно перебросили около 60 тысяч человек вместе с техникой. Эти значимые исторические события требуют достойного освещения и изучения», — говорит председатель общественного совета Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда Леонид Говоров.
Леонид Говоров — руководитель рабочей группы по подготовке материалов для исторического проекта «Малая дорога жизни». В проект вовлечены многие историки, сотрудники Музея обороны блокады Ленинграда и краеведы из Кронштадта и Ломоносова. Участником проекта станет и Яхт-клуб Санкт-Петербурга.
В память о Малой дороге жизни будет подготовлена научно-историческая монография, создан памятный знак, откроется информационный центр. Планируется, что, помимо обозначения ключевых точек маршрута Малой дороги жизни, будут организованы туристические маршруты, чтобы память о ней стала достоянием не только жителей Санкт-Петербурга и Ленобласти, но и всей страны. Ленинградская битва — одна из ключевых вех исторической памяти о Великой Отечественной войне. Яхт-клуб Санкт-Петербурга примет участие в проекте, разработав яхтенные маршруты.
«Мы также договорились о подготовке научно-исторической монографии, которая расскажет о значении Малой дороги жизни в обороне Ленинграда и Ленинградской битве в целом. В ней будут представлены статистические данные, описаны события и герои Малой дороги жизни. Это тоже станет вкладом Яхт-клуба в реализацию концепции исторического проекта», — добавляет Леонид Говоров.
Большое внимание в проекте будет уделено информационному сопровождению. Планируются публикации в СМИ, создание фильмов, а также активная работа информационного центра, который будет открыт в Горской. Комитет по туризму Санкт-Петербурга также будет активно содействовать в продвижении проекта. Особое внимание уделяется молодежи и студентам, чтобы эта героическая страница истории была доступна и понятна новым поколениям.
Яхтсмены-буеристы на защите блокадного Ленинграда
Вклад яхтсменов-буеристов в оборону нашего города — значимая, но малоизвестная страница истории. Их отряды проводили разведку, доставляли грузы и занимались эвакуацией людей во время блокады.
Буер — это легкая лодка или платформа с мачтой и парусами, установленная на металлические коньки и предназначенная для скольжения по льду. Строительство буеров в нашем городе началось еще при Петре Первом, а применять их в армии начали во время Советско-финской войны. В годы Великой Отечественной войны в Ленинграде было сформировано два буерных отряда по 100 человек в каждом. Боевой экипаж состоял из пулеметного расчета и рулевого, который обладал опытом вождения яхты. На каждом буере размещались от шести до десяти автоматчиков.
Перед спортсменами были поставлены особые задачи. Самой трудной и опасной из них считалось разминирование трассы Морского канала, который связывал Ленинград с Кронштадтом. Буеристы искали лунки, выкопанные немцами, а сапер бросал туда глубинные бомбы малой мощности. С помощью таких управляемых подрывов фарватер был практически полностью очищен.
Особый буерный отряд работал на ладожской Дороге жизни. Ледовая трасса длиной 35 км была проложена всего в 16 километрах от линии фронта и простреливалась как с земли, так и с воздуха. В полыньи от снарядов проваливались доставляющие продовольствие в блокадный город сани и грузовики, которые тут же атаковал противник. Тут-то и пригодились быстроходные буера. Их пускали вперед для проверки льда как разведчиков. Буер развивал скорость до ста километров в час и был плохо различим с воздуха, что делало его практически неуязвимым.
Яхтсмены помогали и при эвакуации граждан из блокадного города. Скорость этих спасательных ледовых яхт была намного выше, чем скорость машин на льду. Многие ленинградцы не верили, что их дорога от смерти к жизни может занимать всего 20 минут. В эвакуационных рейсах ни один буер не был потоплен или подбит.
Занимались яхтсмены и разведывательной деятельностью. В марте 1943 года, когда на заливе уже начал таять лед, командованию потребовалось провести разведку береговой обороны, системы укреплений фашистов. Группу автоматчиков возглавил воин-буерист, лейтенант Николай Ермаков. Несмотря на снегопад, немцы быстро заметили наших солдат и открыли огонь. Тогда Ермаков скользнул к береговой линии и нанес на карту расположение огневых точек. После этого фашисты стали обстреливать его с берега. Они повредили мачту буера, но спортсмен сумел вывести его из-под вражеского огня и добраться до базы, доставив важные сведения о противнике.