ИНТЕРВЬЮ С ОЛЕГОМ ЖЕРЕБЦОВЫМ

  

25-08-2013




 Олег Жеребцов – шкипер и бизнесмен. Но сказать «бывший владелец “Ленты”» можно, а «бывший Чемпион мира» - нет, не звучит, хотя сейчас он опять входит в крутой поворот: все меньше времени остается на лодки, все больше сил и времени требует новый бизнес-проект. 

 - Вы ушли из бизнеса, потому что увлеклись парусом, или это просто совпало?

 - Просто совпало по времени, конечно. Но я рад, что выход из бизнеса ускорил этот процесс. Я пробовал разные виды спорта. С 14 лет катаюсь на горных лыжах, вырос в 40 километрах от Чегета. Сочетание сложности, скорости и воды – я понял, что могу заниматься этим долго. Я не знаю и пятой части того, что можно изучить в парусном спорте. Каждый раз прихожу с воды и думаю: «Вот этого я не умею, и этого, и этому бы надо подучиться…»

  Почему вы не любите слово «яхта» и предпочитаете говорить «лодка»?

- Коннотация слова «яхта» в России испорчена… Сложно объяснять людям, чем яхтинг отличается от парусного спорта, хождение на лодке – от парусных занятий. С жестким регламентом, с правилами, инструкциями и собственной культурой. Людям в голову не приходит, что это довольно сложный, многогранный вид спорта. Для большинства яхтинг – это глянцевая обложка: ленивый олигарх и уйма персонала вокруг. Тот подход, который мы пытаемся привить, – это подход людей открытых, дружелюбных, смелых и при этом весьма трудолюбивых. Нам не сложно помыть палубу, настроить паруса или взять отвертку или плоскогубцы в руки и поработать с материальной частью.

  Для вас парус - это спорт или образ жизни?

 - Я думаю, и то, и другое. В последние три года я тратил на парус по 120-150 дней в году, активно участвуя в соревнованиях в четырех различных классах парусных яхт. Кроме того, я трачу немало времени на развитие и популяризацию класса в России, ведя общественную работу в качестве президента Ассоциации класса SB 20.

  Почему выбрали именно этот класс?

 - Однажды, примерно три года назад, мы сидели с друзьями в яхтенном порту «Геркулес» в Петербурге и рассуждали о том, как стоит развивать детский спорт, на каком классе строить фундамент развития, тренироваться. Мы понимали, что в мире не так много пригодных для этого типов яхт. Скажем, Laser-стандарт – олимпийская лодка-швертбот, не имеющая киля. Попробуйте посадить в нее 30-летнего человека, не имеющего специальной подготовки! Ведь он две недели будет купаться, переворачиваться при каждой попытке выполнить хотя бы поворот оверштаг. Соответственно швертбот, по нашему мнению, не самый удачный тип яхт для популяризации парусного спорта. Класс SB 20 существует с 2002 года. Тони Кастро спроектировал удачный дизайн, и лодка очень быстро стала популярной, сначала в Англии, а потом повсеместно… На сегодня по всему миру насчитывается более тысячи таких лодок. SB 20 – это весьма доступный и безопасный класс. Эта лодка не переворачивается, на ней можно выйти даже с ребенком, с новичками, причем первый час на воде не станет для них стрессом. На этой лодке можно совершить ошибку, не повредив своему здоровью. Кроме того, SB 20 является жестким монотипом – классом, в дизайне и конструкции которого ничего нельзя изменить: ни длину бушприта, ни диаметр веревки. Нельзя изменить не только размер спинакера, но даже толщину кромки пера руля! Все параметры очень четко заданы, и в этом большая ценность класса. Гоняются люди, а не лодки. Причем SB 20 предоставляет возможность заниматься парусным спортом в очень широком возрастном диапазоне: от 15 до 65 лет, насколько я вижу, по крайней мере. - Если сравнить SB 20 с «Драконом»? - SB 20 – более спортивная лодка, со своими характеристиками угла атаки, маневренности, пределами допустимых ветровых нагрузок. Я ходил на SB 20 в 18-20 узлов: потрясающая скорость и непередаваемая острота ощущений, когда летишь, касаясь плечом воды, откреняя лодку на полном курсе. Если честно, мне сложно представить такую же скорость, динамику и азарт на «Драконе».

Сколько стоит  SB 20?

- Большинство лодок, купленных на вторичном рынке в последние годы, обошлись своим владельцам в 12 000-14 000 евро. Добавьте к этому расходы на обслуживание 200-400 евро в месяц и получите вполне приемлемый бюджет. На касания на стартовой линии в нашем классе никто даже не обращает внимания. А вот если столкнутся, к примеру, «Драконы» – это уже целая история, большая работа по восстановлению… «Дракон» – это старый, престижный, почтенный класс.

  Но Его Королевское высочество принц-консорт Хенрик Датский на SB 20 не гоняется?

 - Не стоит путать форматы этих двух классов. Каждый из них хорош по-своему. На SB 20 на prise giving (церемонию вручения наград) можно выйти в тапочках и в шортах, и никто не удивится: это нормально, никто ничего не нарушил. И вот еще важно: в SB 20 более открытая обстановка в плане приема спортсменов из других классов. На чемпионате мира-2011 в Торкее было 47 чемпионов мира из других классов! «Дракон» хорош для людей чуть постарше, чуть более богатых, чуть более предпочитающих комфорт остроте ощущений. SB 20, где сидят все мокрые до трусов, безусловно, менее комфортен. И это хорошо!

 Если проводить аналогии с миром автомобилей, SB 20 – это мотоцикл?

 - Да, пожалуй. Не самый скоростной, но мотоцикл. В прошлом году мы выиграли девять из десяти регат, в которых участвовали в SB 20; UK National Championship, где было 47 лодок и только одна российская; Чемпионат Европы; с полном равенством очков были третьими (по дополнительным показателям) на Чемпионате мира. Пятнадцать минут после финиша последней гонки шли и еще не знали, какое у нас место.

 Не планируете повторить опыт с участием в Volvo Ocean Race?

 - Это был вызов, это был опыт, и я нисколько не жалею, что его приобрел. Но все-таки это должна быть инициатива группы людей, а не одного человека. Должна быть сильная компания, какая-то идея. Довольно редко лодка выступает с белыми парусами (без логотипов спонсоров), называется Team Russia и вообще не несет ни одного российского бренда, как это было в нашем случае. Это показывает, сколько у нас компаний, заинтересованных представлять свою марку за рубежом.

 Есть основания полагать, что лет через десять за право поставить логотип на этих парусах будет очередь?

 - Очереди не будет… Наш спорт и спонсоры существуют в другом измерении, совсем не так, как на Западе. Там это поддержка общественного признания компании. У нас либо спорт поддерживают по разнарядке из Кремля, либо это производное от хобби, от воспоминаний юности, но никак не попытка представить фирму через призму спорта.

 Что можно сделать, чтобы изменить это отношение?

 - Простых ответов нет. Надо менять формат работы с ТВ и радиовещанием. Очень мало людей разбирается в парусном спорте: лодка на правом галсе, на левом галсе – кто ближе к финишу? Его Величество Хуан Карлос I де Бурбон – король Испании – большой любитель парусного спорта. Попробуйте не выставить на Volvo Ocean Race испанскую команду! А иногда и две.

 Это прихоти первых лиц. А если без них?

 - Все равно нужен кто-то сильный и влиятельный, способный убедить 1-й канал и НТВ показывать в сетке то, что мы хотим видеть. Мы строили карбоновую лодку. Это чисто технически – произведение искусства. Англия, верфь Green Marine… Приглашали журналистов сделать хороший фильм. У Ericsson через верфь прошло 10 000 человек, им удалось раскачать волну общественного интереса в Швеции. У нас – человек 20-30, и никому не интересно. И все же в SB20 мы уже имеем 50 лодок в Российской федерации. А начинали с пяти…Так что процесс идет.

 Как решаются проблемы с регистрацией, с пропуском через границу?

 - Колоссальная проблема! Мы получили право проводить Чемпионат мира в классе SB 20 в 2014 году на базе яхтенного порта «Геркулес»; и теперь у меня появилась головная боль. Петербург, безусловно, прекрасный город. Но для организатора соревнований – чрезвычайно сложная площадка: к нам тяжело приехать, о городе как о парусном центре мало кто знает, все надписи на улицах у нас на кириллице... Во многом мы по-прежнему все еще находимся на обочине мирового туристического хайвея! К примеру, к нам, в Россию, сложно ввезти иностранный трейлер для лодки. В некоторых странах нет даже государственной регистрации подобных трейлеров, и владельцы попросту перевешивают на них номерные знаки со своих машин. А в России это самостоятельное транспортное средство, у него должен быть собственный номер, и он должен быть легализован, как автомобиль. Такая же история с лодками. Наши лодки подлежат регистрации: номер, свидетельство… В Европе нет никаких документов на лодку! Если вы оформляете купчую через нотариуса, вам дадут документ. А если нет? У вас нет ничего, кроме честного слова того человека, с которым вы расплатились за лодку, что это ваша собственность, и никто ее не оспаривает. Регистрация нужна, если вы хотите вступить в Ассоциацию какого-нибудь класса, участвовать в соревнованиях. В той же Англии нет органа, который регистрирует лодки. Сейчас, в ходе подготовки к Чемпионату мира, мы пытаемся сдвинуть ситуацию с мертвой точки, наладить информационный контакт с таможенными службами нашего Северо-западного округа. Очень надеюсь на плодотворный результат взаимодействия. Надеюсь, что все государственные структуры как городского, так и федерального значения поддержат наше начинание.

Ну как же без регистрации… А если ЧП на воде?

 - Все в рамках гражданского делопроизводства: хотите застраховать – пожалуйста! А если участвуете соревнованиях, обязаны иметь страховку на случай принесения ущерба третьим лицам.

 Что дает парусный спорт взрослым и детям?

 - Ребенок, который ходит на парусной лодке, неплохо развит физически. Он знает метеорологию и правильно себя поведет при какой-то угрозе. Он понимает географию и разбирается в картах, в навигации. Он окружен таким количеством знаний, умений и навыков, связанных с парусным спортом – это же целый мир. Это ведь не с мячиком бегать.

 Так, может быть, государству как раз и проще управлять теми, кто с мячиком или на вираже «Петровича» зажигает?

 - Парусный спорт аполитичен по своей природе. Он – о другом. Я не видел ни одного моряка, который бы не был свободен. Свобода – фундамент парусного спорта. Он вас меняет, меняет ваше отношение к миру.

 Вызовы, которые возникают в бизнесе и в спорте – похожи?

 - Не совсем. В парусе ты или честно выигрываешь, или честно проигрываешь, и обижаться не на кого. Это гораздо более честная среда, чем бизнес. Что нужно сделать, чтобы стать лучшим в бизнесе в нашей стране, по-моему, толком пока еще никто не описал. В 2013 году я занялся новым бизнес-проектом, который сначала вел удаленно, а с 1 февраля я уже полноценный генеральный директор. Мой новый бизнес – это фармацевтика, я строю завод по производству жидких лекарств.

Как выглядит ваша предельная мечта? Выиграть на Олимпиаде, победить в Volvo Ocean Race?

 - Мне 45, у меня семья, двое детей, и я был бы безумным оптимистом, рассчитывая выиграть Олимпиаду.

 Но в своем классе сегодня вы лучший?

 - Да, на сегодня. Но мир не стоит на месте. Теперь мне надо больше времени уделять бизнесу, достроить и запустить завод. Это, конечно, будет мешать интенсивным занятиям парусным спортом. Выбор между хорошим и очень хорошим довольно сложен.

Но хотя бы эмблема завода на парусах будет?

 - Кстати, да, наверное. Я как-то пока не подумал об этом. Спасибо, что напомнили.











Адрес:

199226, Санкт-Петербург
Василеостровский район,
пр. Крузенштерна, дом 18, стр. 10,
Яхтенный порт «Смоленка»



Контактная информация:

Администратор яхт-клуба:
+7 (812) 324 22 55
Капитания: +7 (921) 755 37 31
e-mail: info@yacht-club-spb.ru