Тренеры и руководители Ассоциации класса «Оптимист» – об итогах работы, результатах первенств мира и Европы и проблеме перехода спортсменов в юношеские классы

  

29-12-2021




Подводим итоги работы Ассоциации, даем оценку ключевым регатам сезона и рассуждаем о проблемах перехода спортсменов из класса «Оптимист» в юношеские классы.

 

 

Прошедший сезон стал годом настоящего прорыва в результатах спортсменов в классе «Оптимист» не только на внутренней, но и на международной арене. Системная работа Ассоциации, проделанная в последние годы, начала приносить свои плоды. Российским гонщикам стали покоряться вершины, которые казались недосягаемыми на протяжении последних девяти лет.

 

Удобный календарь отборочных регат, прозрачный формат отбора, создание Экспериментальной группы, организация международных выездов и большая организационная работа — все это стало фундаментом того успеха, которого добились российские спортсмены в классе «Оптимист» в 2021-м году.

 

Для того, чтобы дать оценку работе Ассоциации в уходящем году, подвести итоги и понять, как в российском парусе налажена система перехода талантливых спортсменов из «Оптимиста» в юношеские классы, мы пообщались с тренерами и руководителями класса.

 

Первенство Европы: 15-е место Никиты Черных, пять спортсменов в золоте, лучший результат за пять лет

 

2021-й год в классе «Оптимист» открывали отборочные регаты — «Весенние старты» в Геленджике (22-24 апреля) и Кубок Ассоциации в Санкт-Петербурге (18-23 мая). На старт соревнований в Геленджике вышло 259 спортсменов. В Санкт-Петербург приехали 149 подготовленных гонщиков, которые хотели побороться за путевки на крупные международные регаты. По итогам этих соревнований были сформированы составы команд для участия в первенствах Европы и мира.

 

В рамках планомерной подготовки к европейскому первенству российские спортсмены прибыли в Испанию за две недели до начала регаты, чтобы провести учебно-тренировочный сбор на местной акватории, приспособиться к новым для себя погодным условиям, изучить океанические течения и составить графики приливов и отливов. На подготовительном сборе нашу команду консультировал местный специалист. После чего ребята поучаствовали в тестовой регате, где смогли применить полученные знания на практике.

 

Россию на регате представляло сразу девять гонщиков вместо традиционных семи. Дело в том, что благодаря организационной работе Ассоциации нашей стране удалось получить две дополнительные квоты.

 

Грамотно выстроенный подготовительный процесс позволил россиянам показать лучший результат за последние годы. Сразу пять яхтсменов – Никита Черных, Ян Куртыш, Анастасия Бабанова (все – Академия парусного спорта, Санкт-Петербург), Алиса Иванова (ПК «Водник», Московская область) и Елизавета Чехлатая (ЦСКА и Академия, Севастополь) – отобрались в «золотой» флот, где выступали 52 (у юношей) и 57 (у девушек) лучших яхтсмена по итогам квалификации. Для сравнения: в совокупности за предыдущие четыре первенства Европы в золотой флот пробивались всего четыре российских гонщика. Итоговое 15-е место Никиты Черных – лучший результат для россиян с тех пор, как Дмитрий Головкин стал 12-м на первенстве Европы 2016-го года.

 

«С организационной точки зрения была проделана колоссальная работа, — говорит исполнительный директор Ассоциации Таисия Бородина. — Начиная с первенства Европы 2020 года, Ассоциация начала добиваться дополнительных квот для российских спортсменов. Если раньше нашу страну представляло семь гонщиков, то на первенство Европы 2020 года отправилось 10 спортсменов. Тогда мы попали в ту категорию стран, которым оказали дополнительную поддержку в связи с эпидемиологической обстановкой. Уже в этом году нам снова удалось добиться расширения квоты, и на этот раз безотносительно эпидемиологической обстановки. IODA предоставила нам еще два дополнительных места как развивающейся национальной Ассоциации».

 

«Благодаря работе Ассоциации нашей стране расширили квоту для участия в первенстве Европы, чего раньше никогда не было — говорит тренер Академии парусного спорта и российской команды на первенстве Европы Денис Разумович. — Кроме того, поездка была профинансирована Ассоциацией. Это большое подспорье. Раньше вся эта нагрузка ложилась на плечи родителей. Ассоциация взяла на себя страховки, членские взносы и многие другие организационные вопросы. Я положительно отзываюсь о проделанной работе. Если говорить о результате спортсменов на первенстве Европы, то роль Ассоциации в этом успехе велика. Никита Черных занял 15-е место. Он был доволен результатом, но говорил, что мог отгоняться и лучше. Все-таки акватория в Кадисе очень сложная. Выступать на океане непросто. У нас давно не было результатов в топ-15 и пятерых гонщиков в золотом флоте. Это большой успех! Ассоциация развивается быстрыми темпами, что подтверждают показанные результаты».

 

Первенство мира: 51-е место Ильи Кривобокова, лучший результат за пять лет

 

Подготовительный сбор и поездка на первенство мира также была организована при поддержке Ассоциации класса «Оптимист». Под руководством тренера Академии парусного спорта и ДСПК «Рауту» Сергея Семенова команда провела сбор в Зеленогорске и заранее прибыла на Гарду, где показала неплохой результат. В 2018-м и 2019-м годах гонки с участием лучших яхтсменов мира в золотом флоте проходили без нашего участия, но в этом году спортсмен из Тольятти Илья Кривобоков прервал неудачную серию. По итогам пяти квалификационных гонок он занял 48-е место и завоевал путевку в золотой флот. В результате он завершил регату на 51-й строчке. Это лучший результат для россиян за последние пять лет. В 2016-м году земляк Ильи – Дмитрий Лаздин – занял 41-е место. Лучшим же в современной истории остается 23-е место того же Дмитрия в 2015-м.

 

«В сложившейся обстановке мы провели этот сезон достаточно благополучно, — говорит тренер тольяттинской СШОР №6 и член Президиума Ассоциации Александр Лаздин. — Ассоциация провела весенний блок регат — «Весенний старт» и Кубок Ассоциации. Не удался нам только осенний отрезок из-за отмены первенства России в связи с распространением коронавирусной инфекции. В этом году было приятно наблюдать за успехами российских спортсменов на международной арене. Здесь надо отметить идеальную работу блока — спортсмены, тренеры и руководство. Меня радует сегодняшний день, но есть опасения относительно будущего. Этот год прошел для Ассоциации позитивно, результаты говорят сами за себя. Тот же успех Ильи Кривобокова был добыт не без участия Ассоциации. Нам повезло, что он попал в золотой флот. Это большое достижения для нашей страны».

 

«Мы в тесной связке с Ассоциацией занимались организацией выезда команды на первенство мира, — говорит тренер ДЮСШ г. Пионерский и тим-лидер российской команды на первенстве мира Григорий Михалев. — Ассоциация очень здорово помогла — оплатила стартовый взнос и проезд материальной части. Это очень круто. Нам оставалось только исполнить. Вклад Ассоциации в нашу поездку на первенство мира был огромен. Мы оперативно решали все вопросы с исполнительным директором Ассоциации Таисией Бородиной. Наша команда отлично сработала. В условиях пандемии сложно организовать выезд за границу, но Ассоциация сильно помогла нам с оформлением всех документов. Это была совместная командная работа».

 

Первенство Европы по командным гонкам: бронза, лучший результат за последние девять лет

 

Командные гонки в России долгое время держались на плечах тренеров-энтузиастов и не собирали внушительный состав участников. В нынешнем сезоне Ассоциация приняла решение подключиться к этому процессу и совместно с Федерацией парусного спорта Республики Татарстан сделала из первенства России по командным гонкам настоящий праздник. В Казань приехало порядка 100 спортсменов из 14 регионов. Гонки проходили в центре города и украсили и без того потрясающий вид на достопримечательности Казани.

 

На протяжении четырех дней гонщики российских парусных школ выясняли, кто является сильнейшим в данной дисциплине. В результате в финал уверенно прошли команды «Водника» (Московского области) и Академии парусного спорта (Санкт-Петербург). Они были на голову сильнее всех остальных и заслуженно пробились в решающий матч. В упорной борьбе победу одержали подмосковные гонщики. Ничего удивительного, что представители этих двух школ и вошли в состав сборной России для участия в первенстве Европы по командным гонкам.

 

Впрочем, если бы не организационная работа Ассоциации, то наши ребята остались бы без путевки на регату и не добились бы одной из самых главных побед всего российского паруса в 2021-м году. Никита Черных, Владимир Любомиров, Анастасия Бабанова (все — Академия парусного спорта, Санкт-Петербург) и Алиса Иванова (ПК «Водник», Московская область) отправились в Италию по дополнительной квоте и привезли оттуда бронзовую награду. В полуфинале наши гонщики уступили итальянцам, но в матче за третье место не оставили никаких шансов хорватам.

 

«Главное организационное достижение Ассоциации в этом году: получение квоты для участия в первенстве Европы по командным гонкам, — продолжает исполнительный директор Ассоциации Таисия Бородина. — По спортивному принципу нам эта лицензия никак не доставалась. Мы не вошли в число сборных, которые завоевали путевки на регату. Почему IODA пошла нам навстречу? Международная Федерация видит, какую работу мы проделываем по развитию класса «Оптимист» в России и решила таким образом поддержать нас и наших спортсменов. В результате сформированная нами команда заняла третье место на первенстве Европы, показав лучший результат за последние девять лет. Этот результат не был бы возможен без системной работы Ассоциации по развитию класса. Сейчас мы пожинаем плоды кропотливой работы за последние три года».

 

«Стоит отметить, что российские спортсмены показали очень высокий результат на первенстве Европы по командным гонкам, — говорит тренер «Крестовского острова» Илья Елышев. — Это очень важный момент! Ассоциация поучаствовала в финансировании выезда команды на это мероприятие. Отправила на эти соревнования ведущих спортсменов страны. В целом, Ассоциацией проделана большая работа. Те регаты, которые проходят под эгидой Ассоциации, всегда проводятся на высоком уровне, особенно в плане освещения. Сейчас Ассоциация и Академия парусного спорта в плане медиа идут на три шага впереди всей страны. Из недочетов: хотелось бы, чтобы первенство России проходило на разных акваториях, например, на Волге, Финском заливе и Черном море (конкретно — Анапа или Севастополь). Кроме того, не стоит ставить первенство России на такие поздние даты. Нужно проводить его в сентябре. Не у всех наших регионов есть возможность работать на воде до ноября».

 

«Я прекрасно оцениваю работу Ассоциации, — говорит вице-президент ВФПС, председатель Президиума Ассоциации, судья и тренер Вадим Механиков. — Мы наконец-то вошли в командную элиту Европы, заняв третье место на континентальном первенстве. Более того, мы не просто стали третьими, а целенаправленно шли к этому. Это очень важно. Это еще один показатель того, что если ты работаешь, то результат обязательно придет. Это все не пустые слова. Наши ампайеры приезжали в Санкт-Петербург и целенаправленно готовили ребят к командным гонкам, изучали с ними правила, разбирали спорные эпизоды. Именно эти ребята в итоге и принесли нам медали. В этом году у нас выросли результаты на международной арене, очень сильно подросло индивидуальное мастерство гонщиков. Мы подготовили огромную команду мастеровых гонщиков, которые готовы к переходу в юношеские классы».

 

 

Юношеские классы: проблема перехода спортсменов из класса «Оптимист»

 

Вне всяких сомнений, Ассоциация проделала большую работу, чтобы воспитать нынешнее поколение талантливых гонщиков, готовых к покорению вершин олимпизма. Близки к выпуску из класса те ребята, которые в этому году ковали славу российского «Оптимиста» на международной арене. В связи с этим возникает вопрос: куда переходят вчерашние «оптимистеры» и какую судьбу готовит им молодежная сборная России, а вместе с ней и Всероссийская Федерации парусного спорта?

 

С этим вопросом мы также обратились к ведущим тренерам и руководителям Ассоциации. У каждого из наших собеседников возникли большие опасения относительно будущего их воспитанников, еще вчера добивавшихся высоких результатов в международном флоте.

 

Александр Лаздин, тренер тольяттинской СШОР №6 и член Президиума Ассоциации:

 

«Я вижу проблему с переходом спортсменов из класса «Оптимист» в юношеские классы. Никто не занимается приобретением матчасти для региональных школ. И если даже этот переход каким-то образом будет осуществлен, то обязательно с потерей качества и уровня подготовки. В «Оптимисте» мы имеем десятки интересных гонщиков, но после перехода их остается по одному-двум на класс. Это приводит к тому, что у лидеров нет конкуренции, они расслабляются и перестают показывать высокие результаты на международном уровне. Самое страшное, что мы теряем ребят даже не при переходе на олимпийские лодки, а в среднем звене подготовки — юношеских классах. Проблема в том, что в «Оптимисте» к подготовке ребенка активно подключались родители, а в юношеских классах они уже не тянут этот уровень затрат. Как раз на этой стадии и должна активизироваться ВФПС, крупные школы и так далее. Вместо этого наша сборная ставит на детях клеймо. Когда мы еще семь лет назад передавали «оптимистчиков» в другие классы, нам говорили: «Вы отдали нам сырых яхтсменов, они не готовы». Я отвечаю: «Я вам отдал ребенка из родительского класса, оторвал его от родителя, чтобы вы теперь лепили из него профессионала». К сожалению, у нас нехватка профессиональных кадров. В сборной России большие проблемы. Страшно смотреть, что происходит с олимпийскими классами: все всё побросали и ушли кто куда. Ассоциация проделывает хорошую работу на уровне класса «Оптимист», но в другие классах уже становится не с кем работать. Мы теряем детей в процессе перехода».

 

Елена Кравчук, тренер ДЮСШ ЦСКА, Севастополь:

 

«Если честно, я с ужасом думаю о переходе моих спортсменов в юношеские классы. Хотелось бы не потерять нашу золотую молодежь. В них вложено столько знаний и умений. Они уже увидели парусный спорт, окунулись в эту пучину, поняли, чего они хотят. У нас в регионе действительно существует проблема с переходом спортсменов. Большой вопрос, в какой класс они будут переходить, кто их будет тренировать дальше. Мы воспитали этих детей — Артема Черпиту и Елизавету Чехлатую — и довели их до высокого уровня только за счет того, что у нас появился такой ресурс, как Ассоциация и Академия парусного спорта. Благодаря участию в Экспериментальной группе ребята доросли до участия в первенстве Европы и прекрасно проявили себя в международном флоте. Если бы не работа Ассоциации, многие дети с разных регионов страны так бы себя не проявили. Теперь нужна программа, которая помогла бы им проявить себя и в юношеских классах».

 

Вадим Механиков, вице-президент ВФПС, председатель Президиума Ассоциации, судья и тренер:

 

«Работа в сборной России по парусному спорту не то, что не до конца выстроена, а ее вообще нет. У нас в сборной нет тренеров на ставках, которые вели бы работу в юношеских классах 420 и 29er. А если у нас их в принципе не было, то о каком переходе спортсменов может идти речь.  У нас в двойках был только один тренер на всю сборную — Михаил Заболотнов. Он работал с нашим лучшим экипажем — Павлом Созыкиным и Денисом Грибановым — в классе 470. Вместе они завоевывали медали чемпионатов мира и Европы и пришли к 12-му месту на Олимпиаде. Что происходило с молодежной командной? Непонятно. Происходила чехарда с тренерами, то кого-то привлекали, то оставили детей брошенными. Это не системная работа, а затыкание дыр. Нам нужен очень сильный харизматичный главный тренер, который бы выстроил эту структуру. У нас работает Ассоциация класса «Оптимист», но я не видел плоды работы ассоциаций юношеских классов. Возможно, они существуют номинально, но никакой работы от них я не наблюдаю. В сборной России нет системы пошагового перехода гонщиков из класса в класс, чтобы работа велась в рамках единой команды, системы и плана. Поэтому у нас провал в юношеских классах. Все достижения молодежной сборной — это работа на местах, сильные школы, клубы и тренеры. Работа, проделанная со спортсменом в классе «Оптимист», не должна прерываться. Если ребенок достигал результатов, значит, мы что-то делали правильно. Соответственно, надо продолжать эту работу в тесной связке».

 

Григорий Михалев, тренер ДЮСШ г. Пионерский, Калининградская область:

 

«Я, к сожалению, не ощущаю участия ВФПС. У меня в Калининграде вообще тупик — мне просто некуда развиваться дальше. Если «Оптимист» мы еще тянем, то юношеские классы — «Лазер», 420 и 29er — нам не потянуть. Здесь должна подключаться ВФПС и федеральный бюджет или областной. Это большая проблема. Сейчас мой сын — Иван Михалев — вырос, а пересаживать мне его в Калининграде некуда. В регионе нет кадров, которые могли бы его тренировать дальше. Вопрос плавного перехода спортсменов из класса в класс — это глобальная задача, которая должна решаться несколькими интересантами. Здесь должны включаться и ассоциации классов, и ВФПС, и местные спортивные федерации, и, наконец, спонсоры. Это должен быть симбиоз и работа команды. А сейчас получается, что мы свою работу в классе «Оптимист» делаем впустую — воспитываем отличные кадры, которым дальше некуда идти. Я выкладываю ролики с тренировок в социальные сети, и тренеры, которые растили чемпионов мира, отмечают высокую технику наших спортсменов. Это говорит о том, что ребята у нас в «Оптимисте» неплохие. Только мы их потом теряем. Сейчас порой непонятно, как распределяется матчасть по регионам. Я бы приобрел несколько отечественных 420, чтобы мои спортсмены хотя бы получили представление об этой лодке, но я не понимаю, как это сделать. Мне кажется, что здесь как раз и должна включаться ВФПС».

 

 

Таисия Бородина, исполнительный директор Ассоциации:

 

«Я считаю, что ребята из «Оптимиста» пропадают в никуда. У тех спортсменов, которые находятся при больших клубах с развитыми юношескими классами, еще есть шанс что-то показать, но у тех спортсменов, которые воспитывались в регионах, шансов практически нет. Например, чемпион России в классе «Оптимист» переходит в класс 29er. Если он уже в следующем году не выполнит критерии для попадания в сборную, то больше он никому не нужен. А что он может добиться на такой сложной лодке в первый год? Ничего. У основного состава сборной России есть резерв, но у молодежной сборной резерва нет. Если бы у молодежной сборной был резервный состав, то мы не теряли бы ребят, прошедших школу «Оптимиста». Речь ведь не идет о глобальном финансировании. По факту за ребятами просто нужно следить, оказывать им поддержку, вести с ними разъяснительные беседы, что двери в сборную для них не закрыты и нужно продолжать работать. Невозможно пересесть с «Оптимиста» на 29er или 420 и сразу добиться высокого результата. У сборной простая логика: проблемами перехода должны заниматься регионы и школы на местах. Но тогда возникает резонный вопрос: «Почему вы жалуетесь на недостаточное количество кадров?». Сколько бы мы «Оптимистов» не подготовили, если в клубе, где он вырос, нет развитого переходного класса, то у него нет никаких шансов попасть в сборную России, потому что его там некому будет тренировать. ВФПС нужно серьезно заняться развитием парусного спорта в регионах».

 

Илья Елышев, тренер «Крестовского острова»:

 

«На сегодняшний день работа нашей сборной находится на очень слабом уровне. Тренеры сборной, которые работают в конкретных классах, должны в них разбираться. Если в классе 29er в сборной России находится человек, который не понимает в этом классе и у которого недостаточно опыта работы, то это неправильно. Зачастую тренеры на местах (в школах) дают спортсменам гораздо больше, чем тренеры сборной. К сожалению, спортсмены из регионов, даже пробившиеся в сборную, с таким подходом и с таким уровнем финансирования и подготовки через какое-то время гоняются хуже, чем те гонщики, которые работали со своими тренерами в петербургских школах. Сборной нужно провести омоложение тренерского состава и найти специалистов, которые понимают, что нужно дать спортсменам, которые четко проработают календарь и найдут финансирование для организации качественной подготовки гонщиков из регионов. Главный секрет в том, чтобы эта была совместная работа сборной и ведущих школ, чтобы мы не расходились по углам, а занимались все вместе и друг друга накатывали».

 

 

https://www.facebook.com/rusopti

 

https://rusopti.ru/

 

 

 










Адрес:

197229, Санкт-Петербург
Приморский район, тер. Лахта
ул. Береговая, дом 19, лит. А,
Яхтенный порт "Геркулес"



Контактная информация:

Администратор яхт-клуба:
+7 (812) 324 22 55
Капитания: +7 (921) 755 37 31
e-mail: info@yacht-club-spb.ru